Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции из-за того, что не была проведена экспертиза при споре о некачественной медицинской услуге. Об этом читайте Здесь.
Между гражданкой Р. и организацией был заключен договор на оказание платных медицинских услуг, в соответствии с которым исполнитель на основании добровольного обращения пациента обязался оказать ему медицинские услуги в соответствии с медицинскими показаниями и требованиями, установленными законодательством об охране здоровья, а пациент обязался оплатить исполнителю стоимость оказанных медицинских услуг и соблюдать все рекомендации, предоставленные врачом.
Перечень медицинских услуг, оказываемых исполнителем по настоящему договору, определялся сторонами на основании устного или письменного запроса пациента и подтверждается подписью пациента на соответствующем счете, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
Гражданка Р. обратилась в суд с иском к организации о защите прав потребителей, указывая в обоснование заявленных требований, что в соответствии с расчетом стоимости операции стоимость платных медицинских услуг составила 168 600 рублей. Однако она заплатила в общей сложности 472 690 рублей.
Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, в удовлетворении исковых требований было отказано.
В кассационной жалобе ставился вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационную жалобу удовлетворила и указала следующее.
В соответствии с договором, заключенного между организацией и пациенткой, окончательная стоимость услуг, оказываемых по настоящему договору, определяется после оказания конкретной медицинской услуги в соответствии с действующим на дату оказания услуги прейскурантом платных медицинских услуг исполнителя и фактическим объемом оказанных услуг. Перед началом оказания медицинских услуг Пациенту сообщается стоимость каждой конкретной медицинской услуги согласно прейскуранту платных медицинских услуг исполнителя. При этом если в процессе оказания медицинской услуги потребуется проведение дополнительной медицинской услуги, данная услуга оказывается пациенту при его устном или письменном согласии и оплачивается согласно прейскуранту платных медицинских услуг исполнителя. Кроме того, пациент производит оплату медикаментов и расходного материала, используемых в процессе оказания пациенту медицинских услуг. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.
Организацией пациентке оказывались платные медицинские услуги дважды.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 статьи 4 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
В исковом заявлении стороной истца указывалось на то, что услуга оказана некачественно, в связи с чем истцу потребовалась повторная операция.
Вместе с тем, вопрос о проведении экспертизы судом не ставился и со сторонами по делу не обсуждался, что и явилось основанием для направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
(Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 56-КГ20-3, 2-1317/2019).